1 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 « Радуга» (МДОУ Детский сад №8 « Радуга») СОГЛАСОВАНА Начальник управления образования, спорта и молодёжной политики Администрации Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области администрации города _________________Н.Н.Савиных УТВЕРЖДЕНА приказом МДОУ «Детский сад №8 «Радуга» от 23.10.2023 № 89 -од Заведующий МДОУ ___________А.Ю.Смирнова СОГЛАСОВАНА Советом Учреждения МДОУ «Детский сад № 8 « Радуга» протокол № 1 от «23» октября 2023 года. Программа развития МДОУ « Детский сад № 8 « Радуга» на 2023–2027 годы деревня Сухой Овраг, 2023 год 2 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 Содержание Страница Пояснительная записка 3-4 Паспорт Программы развития Информационная справка Концепция программы развития Swotанализ потенциала развития детского сада Концепция развития детского сада Механизмы реализации программы развития Прогнозируемый результат реализации программы развития 3 4-8 8-13 14-29 29-31 31-34 34-36 36-38 1. Пояснительная записка Программа развития Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 8 « Радуга» (далее – ДОУ) – локальный акт образовательной организации, определяющий стратегические направления развития образовательной организации на среднесрочную перспективу. Программа, как управленческий документ развития образовательной организации определяет ценностно- смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации муниципального задания. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования образования ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным результатом её жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом, осваивая которое дошкольное образовательное учреждение становится мощным средством социализации личности. Особую значимость, в связи с этим, приобретает планирование работы образовательного учреждения. Программа развития разработана в соответствии с целями реализации государственной образовательной политики Российской Федерации в области образования и является управленческим документом, определяющим перспективы и пути развития учреждения на среднесрочную перспективу. Статья 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации разработку и утверждение по согласованию с учредителем Программы развития образовательной организации. Программа развития является обязательным локальным актом, наличие которого в образовательной организации закреплено законодательно. В основу реализации Программы развития (далее – Программа) положен современный программно-проектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы со стороны рядовых сотрудников. Инициативы со стороны педагогического коллектива по реализации Программы оформляются как педагогические и управленческие проекты. Результатом работы Д ОУ по направлениям является повышение эффективности работы образовательной организации. Результатом реализации инициативных проектов - высокий уровень удовлетворенности общества качеством дошкольного образования. Программа не противоречит действующим нормативным актам, соотносится с программами развития федерального, регионального и муниципального уровней, учитывает социальный запрос современного общества в развитии социализированной личности. Программа учитывает такие внешние и внутренние факторы, как: • государственная политика в сфере образования; 4 • достигнутые результаты и традиционные направления в деятельности Д О У ; • особенности демографической, экономической и социально-культурной микрорайона; • финансовый, материально-технический, кадровый, методический управленческий потенциал ДОУ, реальные перспективы их развития. 2. Паспорт Программы развития 5 среды и Наименование организации Основания разработки Программы развития для Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 « Радуга» Статья 67.1 Конституции Российской Федерации, согласно которой важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации являются дети (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020); Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 N 304-ФЗ; Конвенция о правах ребенка; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 - 2025 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Декларация прав ребёнка. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовнонравственных ценностей»; 6 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847); - Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г. № 72264)) Назначение Программы развития Статус Программы развития Разработчики Программы развития Цель Программы развития Программа развития (далее Программа) предназначена для определения перспективных направлений развития дошкольной образовательной организации на основе анализа работы ДОУ за предыдущий период. Программа отражает тенденции изменений, главные направления обновления содержания образовательной деятельности, управление дошкольной образовательной организацией на основе инновационных процессов. Локальный нормативный документ образовательной организации, осуществляющей деятельность в режиме развития и осуществления основных актуальных перспективных нововведений в детском саду, определяющий стратегические и тактические цели, задачи, способы (механизмы) их реализации Программа разработана коллективом МДОУ «Детский сад № 8 « Радуга» Заведующий Смирнова Алевтина Юрьевна Педагоги: Тёркина Надежда Юрьевн, Антонова Тамара Николаевна Совершенствование в Учреждении системы интегративного образования в соответствии с ФГОС ДО, реализующего право каждого ребенка на качественное дошкольное образование, полноценное развитие в период дошкольного детства, как основы успешной социализации и самореализации в детском коллективе, обществе. Создание организационно-методических условий для реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования, посредством наработки планирующей и регламентирующей документации, лежащей в основе 7 осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Задачи Программы развития Сроки реализации Программы развития Этапы реализации Программы развития Повышение качества образования в Учреждении через реализацию гибкой управленческой системы, внедрения современных педагогических технологий; Повышение профессиональной компетентности и совершенствование деятельности педагогов в вопросах внедрения Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Обновление предметно-пространственной среды и материально-технической базы дошкольной организации, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности в соотвествии с ФОП ДО Совершенствование условий для развития здоровьесберегающей среды, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья воспитанников, формирование основ здорового образа жизни, навыков безопасной жизнедеятельности по ФОП ДО. Создание условий для полноценного сотрудничества с родителями для разностороннего развития детей С 2023 года по 2027 год – 5 лет - 1 этап - Организационно-аналитический – 2023 год -разработка документации (нормативных актов, планов, др.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; -оптимизация условий (кадровых, материально технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития; - начало реализации мероприятий. 2 этап – Практический – 2024-2026 г. -апробирование модели, обновление содержания организационных форм, педагогических технологий; - постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития; - коррекция мероприятий. 3 этап – Итоговый – 2027 год - обобщение результатов внедрения Программы развития, в соответствии с требованиями государственной политики. 8 Важнейшие целевые индикаторы и показатели результативности по управлению качеством образования Педагоги: − Доля разработанных в соответствии с требованиями локальных нормативных актов, обеспечивающих функционирование ВСОКО, от их необходимого общего числа (%) − Динамика количества педагогических работников, разработавших индивидуальные программы повышения квалификации (чел.) − Динамика количества методических материалов (статей, сборников, рекомендаций), отражающих опыт эффективных практик оценки качества образования педагогических работников, профессиональных объединений в образовательной организации (ед.) − Доля педагогических работников, участвующих в организации и проведении методических мероприятий в учреждении, от общего числа педагогических работников (%) − Доля педагогических работников, представивших собственный педагогический опыт в рамках районных методических объединений, от общего числа педагогических работников (%) − Динамика количества работников ОО, принявших участие в конкурсах профессионального мастерства разного уровня от общего числа работников ОО (чел.) − Доля педагогических работников, представивших собственный педагогический опыт в рамках рабочей программы воспитания в средствах массовой информации на сайте ДОУ (%) − Доля педагогических работников, имеющих персональный сайт в сети интернет, % − Доля педагогов, прошедших курсы повышения квалификации или профессиональную переподготовку реализующих ФГОС ДО (%) − Доля педагогов, имеющих высшую и первую квалификационные категории (%) Воспитанники: − Показатели оценки освоения образовательной программы дошкольного образования воспитанниками (%) − Показатели оценки развития воспитанников по интегративным качествам (%) − Доля воспитанников, принимавших участие в мероприятиях муниципального, регионального и федерального уровня (%) − Доля воспитанников с ТНР, выпускающихся в школу с чистой речью (%) Родители (законные представители): 9 − Удовлетворенность семей воспитанников качеством образовательной деятельности в учреждении (%) − Отсутствие жалоб родителей (законных представителей) детей на качество образовательных услуг и условия пребывания (да\нет). Социальные партнеры: − Количество заключенных договоров для организации и проведения совместных проектов, мероприятий (ед) − Количество совместных мероприятий, проводимых совместно с социальными партнерами (ед). Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Финансирование Программы развития Реализация мероприятий в течение 2023-2027 годов позволит обеспечить: − права граждан на получение дошкольного образования в соответствии с действующим законодательством; − доступность качественного дошкольного образования; − создание эффективной системы мониторинга и информационного обеспечения образования; − укрепление кадрового потенциала, повышение социального статуса работника детского сада; − совершенствование экономических механизмов функционирования и развития системы образования в детского сада. В результате реализации Программы: − Выполнение муниципального задания на уровне 80% − Высокий уровень освоения разделов программы у 75% воспитанников − Ожидаемое повышение удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образовательных услуг с 80% до 100%. − Увеличение доли воспитанников и педагогов – участников, призеров и победителей региональных и всероссийских конкурсов и соревнований до 50%. − Повышение кадрового потенциала: увеличение доли педагогов с первой категорией до 100%. − Увеличение доли педагогических работников, обобщивших и представивших собственный педагогический опыт на мероприятиях разного уровня не менее 50% − Бюджетные и внебюджетные средства в соответствии с нормативным финансированием. − Спонсорская помощь. 10 Управление Программой развития Текущее управление Программой развития осуществляется администрацией МДОУ «Детский сад № 8 « Радуга» Корректировка Программы развития проводится Педагогическим советом МДОУ « Детский сад № 8 « Радуга» 3. Информационная справка об организации Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 8 « Радуга» функционирует с 2010 года. - Общая площадь здания – 369,3 кв.м. - Общая площадь участка – 9698 кв.м. В детском саду имеются: кабинет заведующего, методический кабинет, 1 групповая ячейка (групповая комната, спальня, приемная), кабинет завхоза, пищеблок, прачечная, спортивно-музыкальный зал, оснащенный спортивным оборудованием. - На территории детского сада имеется прогулочный участок с летней верандой и малыми формами, спортивная площадка, оснащенная спортивными формами. - Место нахождения учреждения: 606950, Российская Федерация, Нижегородская область, Тоншаевский район, деревня Сухой Овраг, улица Гаражная, дом 2. - - телефон: 8(83151) 2-13-26, e-mail : ds8_tns@mail.52gov.ru Сайт : http://raduga-8.ru - Режим работы детского сада: пятидневная рабочая неделя с двумя выходными: суббота и воскресенье, нерабочими днями являются праздничные дни. Часы работы с 7.30 до 18.00 часов. Заведующий МДОУ « Детский сад № 8 « Радуга» Смирнова Алевтина Юрьевна. - Учредителем Учреждения является Тоншаевский муниципальный район Нижегородской области. - Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Тоншаевского района осуществляют Тоншаевский муниципальный округ Нижегородской области, управление образования, спорта и молодёжной политики Тоншаевского муниципального округа Нижегородской области, отдел по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами. Учреждение размещено в двухэтажном здании, имеется водопровод, канализация. Помещение и участок соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству правилам и нормативам работы ДОУ, нормам и правилам пожарной безопасности. Территория детского сада ухожена и озеленена различными видами деревьев и кустарников по всему периметру, имеются газоны, клумбы и цветники. 11 Коллектив поддерживает территорию в хорошем состоянии, ухаживая за цветниками, поддерживая чистоту и порядок. Материально-техническое обеспечение, оснащение образовательного процесса и развивающая среда Учреждения соответствует ФГОС ДО. В ДОУ созданы все необходимые условия для организации и проведения образовательного процесса. Все базисные компоненты развивающей предметной среды детства включают оптимальные условия для полноценного физического, художественно-эстетического, познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей. Учреждение располагает учебно-методической литературой для реализации основной образовательной программы детского сада. Учебно-методическая оснащенность детского сада позволяет проводить воспитательно-образовательную работу с детьми и стремиться к результатам. Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей, индивидуальных особенностей воспитанников и конструируется таким образом, чтобы в течение дня каждый ребенок мог найти для себя увлекательное занятие. В группе созданы хорошие условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности, оборудованы «уголки», в которых размещен познавательный и игровой материал в соответствии с возрастом детей. Мебель, игровое оборудование приобретено с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. Это позволяет детям организовывать разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих игр и увлечений. Среда своевременно изменяется (обновляется) с учетом программы, усложняющегося уровня умений детей и их половых различий. Для физкультурных занятий имеются маты, мячи разных размеров, мешочки с песком для метания, гимнастические палки, скакалки, дорожки для профилактики плоскостопия, скамейки и т.д. Питание детей производится в группах. Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке Учреждения. Имеется десятидневное перспективное меню. При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. Готовая пища выдается только после снятия пробы бракеражной комиссией и соответствующей записи в журнале результатов оценки готовых блюд. Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПиН, питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в ДОУ. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка. Методический кабинет постоянно пополняется периодической, методической и художественной литературой. Предметная среда Учреждения оборудована с учетом возрастных особенностей детей. Все элементы среды связаны между собой по содержанию, отвечают необходимым требованиям безопасности и в целом создают оптимально-насыщенную, целостную многофункциональную среду. Разработана и внедрена система мер обеспечения безопасности жизни и деятельности ребенка в здании и на территории ДОУ: 12 пожарная сигнализация, кнопка срочного вызова Росгвардии, имеются первичные средства пожаротушения. В вечернее, ночное время в здании работает 1 сторож. В ДОУ регулярно проводятся мероприятия по соблюдению правил пожарной безопасности, по основам безопасности, учебные тренировки. С детьми регулярно проводятся занятия, беседы по правилам дорожного движения и безопасного поведения детей на улице, организуются экскурсии, игры. МДОУ «Детский сад № 8 « Радуга» имеет все документы, обеспечивающие законность его деятельности. Финансовое обеспечение деятельности детского сада осуществляется за счет средств местного бюджета на основании Плана ФХД, бюджета субъектов Российской Федерации. Детский сад самостоятельно осуществляет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, определенном законодательством. Детский сад предоставляет отчеты о финансово- хозяйственной деятельности Учредителю. МДОУ « Детский сад № 8 « Радуга» – некоммерческая организация, созданная муниципальным органом. Система договорных отношений, регламентирующих деятельность детского сада, представлена: Договором об образовании по образовательным программам дошкольного образования с родителями (законными представителями) воспитанников; Системой договоров о сотрудничестве со службами, обеспечивающими бесперебойное функционирование учреждения. Регламентируют деятельность детского сада следующие локальные акты: Устав; Муниципальное задание на оказание муниципальных услуг (выполнение работ); Образовательная программа дошкольного образования ; Штатное расписание детского сада; Финансовые документы; Документы по делопроизводству детского сада; Должностные инструкции, определяющие обязанности работников детского сада; Правила внутреннего трудового распорядка; Инструкции по организации охраны жизни и здоровья детей детского сада; Коллективный договор; Положение о педагогическом совете; Годовой план работы детского сада; Календарный учебный график; Учебный план; Расписание занятий и др. В Муниципальном дошкольном общеобразовательном учреждении «Детский сад № 8 « Радуга» (далее – детский сад) предельная численность детей составляет 24 человека. Цель деятельности Учреждения - формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Обновление развивающей образовательной среды Учреждения, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности; 13 Деятельность детского сада направлена на: 1) охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; 2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); 3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования); 4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности; 7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможность формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей; 8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Детский сад реализует: - образовательную программу дошкольного образования. Возраст Номер группы Количество детей детей От 2 месяцев до 7 лет Группа общеразвивающей направленности разновозрастная 8 Характеристика семей воспитанников по составу Состав семьи Количество Процент 14 от общего количества семей семей Полная воспитанников 4 57% Неполная матерью с 3 43% Неполная отцом с 0 0 0 0 Оформлено опекунство Характеристика семей воспитанников по количеству детей Количество детей в семье Количество Процент от семей воспитанников Один ребенок 2 29% Два ребенка 2 29% Три ребенка и 3 42% общего количества семей более Характеристика окружающего социума. Ближайшее окружение детского сада: Муниципальное образовательное учреждение «МОУ Тоншаевская СОШ»; ГБУЗ НО « Тоншаевская ЦРБ»; ФАП д.Сухой Овраг; Охтарский СДК; МУК «Межпоселенческий краеведческий музей»; «Центральная детская библиотека» МУДО « Тоншаевский районный центр детского творчества» ФОК «Старт» Сотрудничество со спортивным комплексом позволяет обеспечить возможность получения дополнительного образования, реализовать индивидуально-дифференцированный подход к развитию детей, удовлетворить потребность детей в двигательной активности (через посещение воспитанниками различных спортивных секций). Специалисты больницы обеспечивают профессиональное медицинское обслуживание детей и сотрудников детского сада, проводят мониторинг уровня здоровья детей, лечебнопрофилактические мероприятия с детьми, консультации для родителей. Взаимодействие с школой обеспечивает преемственность дошкольного и начального школьного образования. Совместно с библиотекой детский сад проводит литературные и культурнопознавательные мероприятия. Организационно-педагогические условия организации, характеристика педагогов. Общее количество педагогических работников – 3 человека (заведующий детским садом, 2 педагога). Укомплектованность кадрами: 15 воспитателями – на 100%; младшими воспитателями – на 100%; обслуживающим персоналом – 100%. Сведения о работниках Образование, кол-во работников Высшее – 2 чел. Среднее специальное – 1 чел. Наличие квалификационных категорий, кол-во работников Первая – 1 чел. Без категории – 1 чел. Стаж работы, кол-во работников Свыше 15 лет – 2 чел. Характеристика достижений организации. Педагоги детского сада регулярно участвуют в конкурсах муниципального регионального уровня. В 2022 году участвовали в следующих конкурсах: 1. Муниципальный конкурс видеороликов « Креативная зарядка». 2. Муниципальный этап Всероссийской акции « Физическая культура и спорт – альтернатива пагубным привычкам». 3. Всероссийский детский конкурс « Малыши против простуды и гриппа -2022» 4. Всероссийский форум «Воспитатели России»:« Дошкольное воспитание: новые ориентиры для педагогов и родителей» 5. Муниципальный этап Всероссийского профессионального конкурса « Воспитатель России – 2022» и 4. Концепция Программы развития ДОУ. Основной целью Программы развития является создание в Учреждении системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование. А так же создание условий, обеспечивающих высокое качество результатов образовательной деятельности по формированию ключевых компетенций дошкольников, опираясь на личностно- ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребёнка с учётом его психофизиологических особенностей, индивидуальных способностей и развитие творческого потенциала. Создание организационно-методических условий для реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования, посредством наработки планирующей и регламентирующей документации, лежащей в основе осуществления воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Ценность инновационного характера современного дошкольного образования и Программы развития Учреждения направлена на сохранение позитивных достижений ДОУ. Внедрение современных педагогических технологий, в том числе информационнокоммуникационных, обеспечение личностно – ориентированной модели организации педагогического процесса, позволяющих ребёнку успешно адаптироваться и удачно 16 реализовать себя в подвижном социуме, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и ДОУ. Вместе с тем инновационный характер преобразования означает исследовательский подход к достигнутым результатам в деятельности ДОУ, соответствие потребностям современного информационного общества в максимальном развитии способностей ребёнка. В связи с этим, результатом воспитания и образования дошкольника должны стать сформированные у ребёнка ключевые компетенции: Коммуникативная – умение общаться с целью быть понятым; Социальная – умение жить и заниматься вместе с другими детьми, близкими; Информационная – владение умением систематизировать и «сворачивать» информацию, работать с разными видами информации; Продуктивная – умение планировать, доводить начатое до конца, способствовать созданию собственного продукта (рисунка, поделки, постройки); Нравственная – готовность, способность и потребность жить в обществе по общепринятым нормам и правилам; Физическая – готовность, способность и потребность в здоровом образе жизни. Ценность качества образовательного процесса для ДОУ напрямую связано с ценностью ребёнка. Стремление простроить образовательный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребёнка означает с одной стороны – бережное отношение к ребёнку (его здоровью, его интересам, его возможностям), с другой стороны профессиональное создание оптимальных условий для его развития в воспитательно-образовательном процессе. Исходя из всего вышесказанного, концептуальными направлениями развития деятельности МДОУ служат: Качество образования Здоровье Сотрудничество Основные принципы, которыми будем руководствоваться,выстраивая деятельность ДОУ: принцип системности – целостный подход, взаимодействие всех направлений и звеньев на достижение оптимального результата – развития личности ребенка; принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего развития» и предполагает использование новейших технологий и методик; принцип гуманизации – основывается на усилении внимания к личности каждого воспитанника как высшей ценности общества, установке на формирование гражданина с полноценным познавательно – речевыми, моральными и физическими качествами, создании максимально благоприятных условий для развития его творческой индивидуальности; принцип увлекательности – является одним из важнейших. Весь образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой форме; принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка; принцип инновационности – определяет постоянный поиск и выбор идей, наиболее оптимальных программ, технологий и форм работы; принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого. 17 Образ будущего ДОУ - это Учреждение, где ребенок реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии со своими потребностями, возможностями и способностями. Педагоги развивают свои профессиональные и личностные качества; руководитель обеспечивает успех деятельности детей и педагогов; коллектив работает в творческом поисковом режиме, основываясь на гуманных отношениях партнерского сотрудничества. Основной структурной единицей в процессе развития ДОУ выступает взаимодействие участников образовательных отношений в системе «педагог- ребенок- родитель». Родители формируют социальный заказ на уровне общественной потребности. Воспитатели являются непосредственным реализатором образовательных услуг на уровне государства. Дети выступают как потребители оказываемых ДОО услуг по обучению и воспитанию, развитию личности. Для того, чтобы педагоги могли эффективно осуществлять взаимодействие с семьей, необходимо повышение их правовой и психолого- педагогической культуры, формирование гуманистических взглядов на процесс образования, а также профессиональные умения контактировать с родителями. Таким образом, цель разработки данной концепции Программы развития ДОУ заключается в том, чтобы способствовать организации комфортного и эффективного процесса образования детей дошкольного возраста, содействовать всестороннему развитию ребёнка на протяжении всего пребывания в детском саду. Целевая подпрограмма: «Качество образования» Проблема: наличие противоречий между содержанием современного педагогического образования, требованиями предъявляемыми социумом к личности и уровнем профессиональной компетентности педагога. Необходимость разработки мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов. Цель: Совершенствование образовательной деятельности ДОУ через овладение современными программами и технологиями, обеспечивающими целостное развитие ребенка-дошкольника. Соответствие уровня и качества подготовки выпускников ДОУ требованиям ФОП ДО. Задачи: Создание системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование Поэтапное обновление ОП в соответствии с ФОП ДО и социальным заказом родителей. Обновление предметно-развивающей среды ДОО, способствующей реализации нового содержания и достижению новых образовательных результатов в соответствии с ФОП ДО. Активное внедрение ИКТ в образовательный и управленческий процесс. 18 План действий образования» по реализации программы «Качество Система мероприятий срок Направления ответственн работы ый Организационно-подготовительный этап /2023 год/ Совершенствование Организация работы творческой 2023 Воспитатели образовательной группы по корректировке программы (в Программы соответствии с ФОП ДОО) Приведение в -Разработка и корректировка Постоя Заведующий соответствие с локальных актов, нно современными обеспечивающих реализацию требованиями программы развития нормативно-разработка проекта обновления правового, Заведующий учебно-материальной базы материальнообразовательной деятельности 2023 технического, (создание творческой группы) Заведующий финансового, -Составление (корректировка) кадрового, плана графика курсовой 2023 мотивационного подготовки педагогов на 2023компонентов 2027 годы ресурсного обеспечения образовательной деятельности 19 Совершенствование системы планирования (календарного, перспективного в соответствии с реализуемой ОП, разработка рабочих программ педагога) в соответствии с ФОП ДО. Ориентация педагогов на приоритет самостоятельной деятельности ребенка, -Комплекс методических мероприятий для педагогов по организации планирования образовательной деятельности -сбор необходимой информации 2023Заведующий 2024 Воспитатель согласн о годовог о плана) -Разработка комплекта 2023методических материалов 2024 «Проектная деятельность» «Портфолио дошкольника» использование «Портфолио педагога» инновационных -Консультации и итоговые программ и педсоветы, направленные на технологий. умение работать с проектами Разработка -разработка и уточнение методического методических рекомендаций по сопровождения по планированию и проведению внедрению проектной интегрированных занятий деятельности и интегрированного подхода к организации образовательного процесса по ФОП ДО. Создание условий -повышение квалификации 20232024 для расширения педагогов возможностей -сбор необходимой информации использования ИКТ в процессе управления ДОУ и повышении качества образовательной деятельности Развивающий (обновленческий) этап /2023-2025 годы/ 20 Заведующий Воспитатель Заведующий Воспитатель Новый качественный уровень образовательной программы учреждения, обеспечивающий обновленную модель образовательного пространства ДОУ -корректировка образовательной 20232024 программы всоответствии с ФОП дошкольного образования -формирование модели режима дня, недели, года с учетом обновленной модели образовательного пространства -разработка рабочих программ по образовательным областям -Разработка примерного календарнотематического планирования Заведующий Воспитатель Совершенствование образовательной деятельности через овладение современными технологиями, обеспечивающими целостное развитие ребёнка использование в 2024образовательной деятельности 2026 современных развивающих технологий (изучение, внедрение, реализация в соответствии с индивидуальными планами педагогов) Заведующий Воспитатель -индивидуализация и дифференциация образовательной деятельности (введение в практику работы по формированию «портфолио» дошкольника, составление индивидуальных маршрутов развития воспитанников ,дифференцированные планы) -выявление и формирование приоритетного направления воспитательной работы в группе 21 Обновление предметноразвивающей среды, способствующей реализации нового содержания дошкольного образования достижению новых образовательных результатов ДОО -оборудование группового помещения развивающими пособиями, сюжетными игрушками, играми развивающей направленности; -пополнение программнометодического, дидактическогои диагностического сопровождения образовательной программы Постоя нно по мере финанс ирован ия Заведующий Воспитатель Повышение -Приобретение программного эффективности обеспечения, компьютерной обучения, техники формирование -Активное применение ИКТ в целостности образовательной деятельности восприятия изучаемого материала за счет применения ИКТ в образовательной деятельности Повышение -курсовая подготовка по ФОП ДО -участие в работе РМО профессионального -транслирование опыта работы уровня через участие в конкурсах, педагогических кадров в вопросах публикацию на сайте ДОУ, использования в проектную деятельность практике работы -Ведение портфолио педагога- как инструмента отслеживания уровня современных повышения технологий профессионального мастерства и дошкольного творческого роста образования Аналитико-информационный этап /2025 год/ По мере финанс ирован ия Заведующ ий Воспитат ель Посто янно Заведующ ий Воспитат ель 22 Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей новое качество образования -Отслеживание эффективности внедрения в практику работы современных педагогических технологий (система контроля; мониторинг детского развития и освоения образовательных программ; мониторинг удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг) -Анализ эффективности внедрения в учреждении новой системы планирования, внесение необходимых корректив в планы образовательной деятельности - мониторинг эффективности внедрения индивидуальных и дифференцированных маршрутов и программ -анализ реализации проекта обновления учебноматериальной базы образовательной деятельности В течени е всего отчетн ого период а -мониторинг актуального состояния кадровой обстановки в ДОУ (программа мониторинга, статистические данные) - демонстрация портфолио педагогов - обобщение и трансляция перспективного педагогического опыта интеграции образовательных областей, организации самостоятельной и совместной образовательной деятельности детей и педагогов (публикации , в т.ч на сайте ДОУ ) Определение новых -проведение проблемнонаправлений развития ориентированного анализа деятельности ДОО по реализации Программы Ежегод но Персонифицированны й учет деятельности педагогических кадров. Внедрение, совершенствование и распространение перспективного опыта 23 Заведующий Воспитатель 20242027 Заведующий воспитатель К 2025 г. В течени е всего отчетн ого период а 2027 г. Заведующий воспитатель развития -Публикация результатов и итогового заключения о реализации Программы развития (открытый информационно-аналитический доклад, сайт ДОО) Прогнозируемый результат: - Обновление содержания образования в соответствии с современными требованиями общества и социальным заказом родителей. - Повышение качества образовательной деятельности. Целевая подпрограмма: «Здоровье» Проблема: Недостаточный уровень развития здоровьесберегающей среды в ДОО. Средний уровень знаний и практических умений педагогов и родителей в области оздоровления ребенка и обеспечения его физического развития. Цель: Совершенствование здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в ДОУ в соответствии с ФОП ДО.. Задачи: Обеспечить раннее формирование ориентации ценностей ЗОЖ у детей дошкольного возраста. Обеспечить условия для полноценного физического развития детей в ДОУ. Повысить педагогическое мастерство и деловую квалификацию педагогов по организации двигательной деятельности детей Вооружить родителей психолого-педагогическими знаниями по воспитанию здорового и физически развитого ребенка План действий по реализации программы «Здоровье» Направления работы Система мероприятий срок Организационно-подготовительный этап /2023 год/ 24 отве тственн ый Создание условий для оптимизации деятельности по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду, пропаганде ЗОЖ по ФОП ДО среди воспитанников их родителей 2023 -Разработка систем ы мероприятий, направленных на укрепление здоровья, снижение заболеваемости воспитанников (Программа «Здоровье») Развивающий (обновленческий) этап /2024-2026 годы/ Реализация системы -Интеграция Постоя мероприятий, здоровьесберегающих нно направленных на технологий в образовательные укрепление здоровья, области (интегрирование их в снижения различные виды заболеваемости самостоятельной детской воспитанников деятельности и совместной деятельности с педагогами). -использование разнообразных форм организации двигательной активности детей; Укрепление материальнотехнической базы детского сада, совершенствование предметноразвивающей среды всех помещений ДОУ с позиции здоровьесбережения. Частичная замена и приобретение кухонной и столовой посуды - Приобретение комплектов белья, наматрасников - Приобретение мебели для групп (кровати, стульчики) - Оснащение РППС современным игровым оборудованием, дидактическими пособиями, отвечающими необходимым санитарно-гигиеническим требованиям и задачам, реализуемой ООП -приобретение детского спортивного оборудования для физкультурного зала -приобретение мультимедийной установки, ноутбука 25 Заведую щий Воспита тель Заведую щий воспитатель Постоя Заведую нно по щий мере финанс ирован ия Повышение професси онального уровня всех категорий работников по вопросам охраны жизни и здоровья детей; Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации педагогов по организации двигательной деятельности детей Пропаганда среди семей воспитанников активной позиции по отношению к спорту и физическому воспитанию -Постоянно действующий семинар: «Здоровьесберегающие технологии, их применение в рамках ФГОС» В течени е всего отчетн ого период а В течени е всего отчетн ого период а Заведую щий Воспита -тель -совместные спортивные В мероприятия (праздники, течени походы, экскурсии и пр.) е всего -организация консультативной отчетн помощи (на родительских ого собраниях, наглядная период информация, фоторепортажи с а различных мероприятий и пр) -пополнение материалами на сайте детского сада Аналитико- информационный этап /2027 год/ Комплексная оценка -Анализ эффективности 2027 эффективности мероприятий, направленных на здоровьесберегающей повышение компетентности и здоровьеформирую педагогов и родителей в щей деятельности воспитании здорового и ДОУ физически развитого ребенка (Публикация ежегодного отчёта по самообследованию на сайте ДОУ) -проектная деятельность В Транслирование опыта работы -публикации о мероприятиях течени на сайте д/с е всего дошкольного отчетн учреждения в ого вопросах приобщения период детей и взрослых к а культуре здоровья Заведую щий -комплекс методических мероприятий (РМО, семинары –практикумы, открытые занятия и пр) по организации двигательной деятельности детей и занятий физической культурой 26 Заведую щий Воспита -тель Воспита -тель Заведую щий воспита тель Заведую щий воспита тель Анализ -Осуществление программы производственного контроля эффективности работы по укреплению материальнотехнической базы детского сада, совершенствованию предметноразвивающей среды всех помещений ДОУ с позиции здоровьесбережения Прогнозируемый результат: Заведую щий Создание безопасных условий для жизни и здоровья участников образовательного процесса Оснащение предметно-развивающей среды ДОО оборудованием для развития двигательных навыков в проведении занятий физической культурой формирование стойкой мотивации на поддержание здорового образа жизни в семье Повышение педагогами своего профессионального уровня в вопросах здоровьесбережения и практических навыков в организации двигательной деятельности дошкольников Целевая подпрограмма: «Сотрудничество» Проблема: Содержание родительских собраний, консультаций недостаточно дифференцированно. При взаимодействии с семьей воспитанника не учитываются возможности и условия конкретных семей, их интересы. Недостаточное количество родителей вовлечено в работу ДОУ. Цель: партнерство педагогов и родителей в деятельности ДОУ, в основу которого заложены идеи гуманизации отношений, приоритет общечеловеческих ценностей с акцентом на личностно-деятельный подход. 3. Задачи: Изучение лучшего опыта семейного воспитания, пропаганда его среди широкого круга родителей, использование в работе детского сада положительного опыта семейного воспитания. Создание благоприятных условий для повышения педагогической и психологической грамотности родителей в воспитании и образовании детей дошкольного возраста. Повышение уровня знаний, умений и навыков воспитателей в области сотрудничества с семьей. 27 Изменение позиции родителей по отношению к деятельности детского сада; Привлечение родителей к активному участию в организации, планировании и контроле деятельности ДОО. План действий по реализации программы « Сотрудничество» Направления Система мероприятий срок работы Организационно-подготовительный этап /2023 год/ Оценка -Мониторинговые исследования 2023 актуального степени удовлетворенности состояния работы заинтересованного населения с родителями и с качеством образовательных услуг, заинтересованным предоставляемых ДОУ населением -Система контрольных (родители, мероприятий имеющие детей (внутриучрежденческий контроль) дошкольного возраста, представители учреждений образования и здравоохранения). Создание условий -совершенствование нормативно- 2023 для правовой базы в соответствии с совершенствовани действующим законодательством я системы - разработка совместных планов, взаимодействия с проектов родителями Развивающий (обновленческий) этап /2023-2026 годы/ 28 ответств енный Заведующий Воспитатель Заведующий Воспитатель Развитие разнообразных, эмоциональнонасыщенных способов вовлечения родителей в жизнь детского сада -Разработка и реализация совместных планов, проектов. -Внедрение активных форм работы с семьей (мастер – классы, круглые столы, семинары-практикумы, консультации) -проведение общих и групповых родительских собраний по актуальным вопросам воспитания и образования детей -Организация совместных мероприятий : праздники и досуги, дни здоровья, выставки, конкурсы и пр. - Оформление информационных стендов для родителей в группах и внесение на сайт образовательного учреждения информационного материала на актуальные темы Транслирование -Выступления на родительских передового опыта собраниях семейного -круглые столы -публикации на информационных воспитания стендах и сайте ДОУ Привлечение -групповое родительское собрание родительской общественности к 29 20232026 Заведую щий Воспитат ель 20232026 Заведую щий воспитат ель постоя нно Заведую щий реализации Программы развития и усиление роли родителей при решении важнейших вопросов обеспечения образовательного процесса Создание презентивного имиджа ДОО (рекламная деятельность) -обновление стендов по информированию родителей о деятельности ДОУ -Дни открытых дверей (экскурсия по детскому саду; просмотр открытых занятий; досугов). -Поддержка сайта ДОУ Аналитико-информационный этап /2023 год/ Оценка -анализ реализации совместных эффективности и планов, программы (в ежегодном совершенствовани отчете по самообследованию е инновационной руководителя) модели -внесение необходимых корректив взаимодействия с родителями Мониторинг Мониторинговые исследования престижности степени удовлетворенности дошкольного заинтересованного населения образовательного качеством образовательных услуг, учреждения среди предоставляемых ДОО родителей с (анкетирование, опросы на сайте детьми ДОО) дошкольного возраста Поддерживание -Обобщение перспективного положительного педагогического опыта по имиджа детского взаимодействию с семьями сада, обеспечение воспитанников возможности для -транслирование положительного транслирования опыта семейного воспитания и передового опыта взаимодействия с педагогического родителями на разном уровне. опыта сотрудников ДОУ 30 постоя нно Заведующий Воспитатель Ежегод Заведую-но щий Воспитатель 2026 Заведующий Воспитатель 20232027 Заведующий Воспитатель Прогнозируемый результат: Активное включение родителей в воспитательно-образовательный процессДОУ: -сформированность интереса к сотрудничеству с детским садом; повышение психолого – педагогической культуры в вопросах воспитаниядетей; -установление единых педагогических позиций и требований ДОУ и семьи квоспитанию детей -повышение компетентности педагогов в организации взаимодействия ссемьями воспитанников 5. SWOT- АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО САДА Потенциальные внутренние сильные стороны развития детского сада - - - - - - Обеспеченность педагогическими кадрами: педагоги имеют достаточный уровень развития ключевых компетенций по вопросам реализации ФГОС ДО, в области использования ИКТ в образовательном процессе, современных образовательных, здоровьесберегающих технологий; достаточно высокое качество личной работы педагогов и ее постоянное совершенствование, самообразование; педагоги участвуют в проектной деятельности, в том числе в реализации детско-взрослых проектов; выстроена эффективная система повышения квалификации педагогов; высокая мотивация педагогов на повышение квалификационной категории при аттестации стимулирование труда педагогов, внедряющих современные образовательные технологии; активное участие в РМО, в методических мероприятиях детского сада; открытость к демонстрации опыта работы. качественная организация образовательной деятельности: успешная реализация образовательной - - - - - Потенциальные внутренние слабые стороны Психологическая усталость, старение квалифицированных кадров, высокая педагогическая нагрузка, профессиональное выгорание, инертность в работе части педагогов. Наличие профессиональных стереотипов (у части педагогов), мешающих внедрению современных форм организации образовательной деятельности, новых образовательных технологий. Недостаточный уровень владения (у части педагогов) ИКТ. Материально-техническая база детского сада недостаточна в части оснащенности мультимедийным оборудованием, интерактивными - - - - программы дошкольного образования; оптимальная степень оснащенности средствами обучения (100 %); активное участие детей в творческих конкурсных мероприятиях, спортивных соревнованиях; выстраивается система партнерских отношений детского сада с образовательными организациями , культурными и спортивными организациями. сложилась система демократического управления образовательной организацией: демократический характер управления на основе принципа государственнообщественного управления; участие всего педагогического коллектива в оценке качества образовательной деятельности, выработке алгоритма действий при решении возникающих проблем; - - комплексами. Настороженность родителей к расширению объема самостоятельной работы ребенка для достижения индивидуальных результатов, расширению электронной среды образования и взаимодействия Недостаточная готовность и включенность родителей в управление качеством образования детей через общественногосударственные формы управления - Материально-техническая база детского сада обеспечивает успешную реализацию образовательной программы дошкольного образования: - своевременная замена игровой, детской мебели, игрового оборудования и игрушек; - оптимальная степень оснащенности средствами обучения (100 %); - свободный доступ к сети-Интернет; - действующий сайт детского сада; - оптимальные условия безопасности в ДОУ - 32 Возможности Расширение возможностей профессиональной самореализации и непрерывного повышения квалификации педагогов. Педагоги с большим опытом работы могут быть наставниками для молодых педагогов. Достаточно широкий спектр бюджетных образовательных программ на КПК. Высокая мотивационная готовность педагогов на результат работы. Ориентация целей образовательной политики города, области и возможности детского сада на расширение спектра платных образовательных услуг. Ориентация родителей на дошкольное образование как «социальный лифт», стремление к качественному образованию, здоровому образу жизни. Заинтересованность в расширении и укреплении партнерских связей со стороны учреждений культуры и спорта города. Формирование и подготовка кадрового резерва. Угрозы Прагматизм образовательных потребностей, снижение культурного уровня части семей. Низкий уровень материальной обеспеченности части семей. Высокая занятость родителей. Высокий возрастной ценз педагогов, низкое количество молодых педагогов. Эмоциональное выгорание педагогов вследствие продолжительных. профессиональных стрессов. Недостаточное финансирование текущей деятельности и направлений развития ДОУ. - - - - - - 6. Концепция развития детского сада В концептуальном представлении мы видим наш детский сад местом, где созданы условия для максимального развития ребенка, которые позволили бы ему самостоятельно жить в детском коллективе и способствовали успешному переходу ребенка на следующую возрастную ступень – школьное обучение. Целостный образ ребенка складывается из основных показателей развития личности: духовно богатой, физически развитой, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к самовыражению через различные формы творческой деятельности, обладающей коммуникативными качествами, развитыми умственными способностями. Концепция развития системы дошкольного образования основывается на праве каждого ребенка на получение полноценного 33 качественного образования в соответствии с его индивидуальными запросами и возможностями. Создание равных условий всестороннего и гармоничного развития каждого ребенка, его позитивной социализации, радостного и содержательного проживания детьми периода дошкольного детства. К концептуальным основам развития ребенка на этапе дошкольного детства относятся: культурно-исторический подход, при котором в детском саду создаются оптимальные условия для позитивной социализации; системно-деятельностный подход, при котором образовательная деятельность осуществляется в различных формах детской деятельности, при этом приоритет отдается игровой деятельности; личностный подход, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ребѐнка, его интересы и предпочтения, при этом сам ребѐнок становится активным в выборе содержания своего образования. В основу разработки Программы развития заложены следующие принципы планирования: принцип единства и целостности - единство принципов и методологии организации и функционирования системы планирования, единство порядка осуществления планирования и формирования отчетности о реализации документов планирования детского сада; принцип сбалансированности согласованность и сбалансированность документов планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации; принцип результативности и эффективности - выбор способов и методов достижения целей развития детского сада должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов в соответствии с документами планирования; принцип ответственности - участники планирования несут ответственность за своевременность и качество разработки и корректировки документов планирования, осуществления мероприятий по достижению целей развития и за результативность и эффективность решения задач развития в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством РФ; принцип прозрачности (открытости) планирования - документы планирования, за исключением документов или их отдельных положений, в которых содержится информация, относящаяся к государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне, подлежат официальному опубликованию; принцип реалистичности - при определении целей и задач развития детского сада участники планирования должны исходить из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков; 34 принцип ресурсной обеспеченности - при разработке и утверждении (одобрении) документов планирования, должны быть определены источники финансового и иного ресурсного обеспечения мероприятий; принцип изменяемости целей – обеспечение возможности оценки достижения целей и задач развития детского сада с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки, используемых в процессе планирования; программно-целевой принцип - определение приоритетов и целей развития, разработка взаимосвязанных по целям, срокам реализации программ и проектов детского сада и определение объемов и источников их финансирования. Ценностными приоритетами детского сада, определяющими его миссию являются: -здоровье воспитанников детского сада: «Здоровый ребѐнок – успешный ребѐнок»; -развивающая деятельность (игровая, познавательная, исследовательская, творческая): -«Чем разнообразнее деятельность ребѐнка, тем успешнее его развитие»; -общение, как форма и средство развития и социализации; -приобщение к социокультурным и общечеловеческим ценностям: «Через прекрасное – к человечному» -полноценное проживание ребѐнком дошкольного детства - создание атмосферы эмоционального благополучия; -единства образовательного пространства в сотрудничестве детского сада и семьи. Социально-педагогическая миссия ДОУ заключается в расширении доступности дошкольного образования в соответствии с широким образовательным запросом со стороны родителей и в приоритете осуществления оздоровления воспитанников. Под доступностью понимается соответствие содержания образования образовательным потребностям и интересам воспитанника, соответствие содержания образовательного процесса психофизическим возможностям ребѐнка, удовлетворение социального заказа на получение качественных образовательных услуг со стороны родителей, возможность получения образования в независимости от внешних препятствий. Миссия по расширению доступности дошкольного образования дифференцируется: По отношению субъектам Направленность к 35 По отношению детям: к По отношению социуму: к По отношению системе образования: к По отношению к педагогическому коллективу: Детский сад стремится реализовать право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе. Детский сад стремится быть конкурентоспособным ДОУ, предоставляющим доступные качественные образовательные услуги, удовлетворяющие потребностям социума и государства. Миссия детского сада заключается в расширении доступности новаций дошкольного образования для развития базового уровня образования посредством трансляции передового опыта педагогических работников; Миссия детского сада заключается в создании условий для профессионального, творческого и личностного роста педагогов, обеспечение комфортного нравственнопсихологического климата 7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Цель: Создание образовательного пространства, обеспечивающего обновление содержания образования, реализацию прав каждого ребенка на качественное и доступное образование, позитивную динамику состояния здоровья и развития воспитанников, создание условий для дальнейшего развития детского сада в соответствии с ФОП ДО. Задачи: -повысить качество дошкольного образования посредством совершенствования содержания и технологий воспитания и обучения детей дошкольного возраста, основанных на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах; -обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов, изменение профессионализма каждого педагогического работника и развитие их творческого потенциала; -обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей 36 посредством использования традиционных форм взаимодействия и современных технологий (Интернет-ресурсы, участие в разработке и реализации совместных педагогических проектов и др.); -совершенствовать систему работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности; -модернизировать материально-техническое обеспечение детского сада, развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с современными требованиями. Ожидаемые конечные результаты реализации программы Соответствие образовательному заказу общества: -успешная реализация образовательной программы дошкольного образования (отсутствие низкого уровня освоения образовательной программы детьми, высокий уровень освоения не менее 40%). Сформированы ключевые компоненты, необходимые для успешного обучения ребѐнка в школе; -приведены в соответствие с современными требованиями все компоненты ресурсного обеспечения образовательного процесса: - модернизирована нормативно-правовая база организации образовательной деятельности, - профессиональная компетентность сотрудников обеспечивает комфортные условия и успешность в развитии и оздоровлении детей, -участники образовательного процесса удовлетворены (100%) материально-техническим и информационным обеспечением; -РППС безопасна, отвечает требованиям ФГОС ДО и интересам детей, полностью обеспечивает их занятость во всех видах детской деятельности; -созданная система физкультурно-оздоровительной работы обеспечила снижение заболеваемости воспитанников ; -в образовательный процесс включены современные образовательные технологии, в том числе ИКТ; -родители (законные представители) в полной мере удовлетворены качеством предоставляемых образовательных услуг. Область участия родителей в деятельности детского сада (участие в образовательном процессе, в проведении совместных мероприятий), укрепление взаимодействия учреждения и семьи отвечает их интересам и потребностям; -внедрена система оценки качества дошкольного образования среди педагогического и родительского состава. Для реализации Программы педагогическим коллективом определены основные направления для достижения обозначенных выше целей и задач в рамках имеющихся ресурсов и действующих ограничений. Определенные направления должны обеспечить эффективное развитие детского сада. Задача каждого педагога на этапе планирования 37 образовательного процесса состоит в выстраивании приоритетов по каждому из направлений деятельности. Основные направления деятельности: -управление развитием системы качественных образовательных услуг; -повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающей успешную реализацию ФОП ДО; -оснащение образовательного процесса современным учебным и наглядным оборудованием в соответствии с условиями ФОП ДО; -вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в единое образовательное пространство; -построение образовательной среды, обеспечивающей доровьесберегающий и здоровьеформирующий характер образовательного процесса и безопасность воспитанников и педагогов. 8. Прогнозируемый результат реализации Программы развития нормативно-правовая база соответствует законодательным нормам; откорректирована Внутренняя система оценки качества образования; функционирует система по сохранению и укреплению здоровья воспитанников; - обеспечена эффективная реализация ОП ДО, отобраны и используются методы, приемы и технологии, максимально соответствующие требованиям ФОП ДО; рост профессиональной компетентности руководящих и педагогических работников; - рост образовательных и творческих достижений всех субъектов образовательного процесса, через участие в конкурсах и других мероприятиях различного уровня; создана система социального партнерства, ориентированная на расширение образовательного пространства и возможностей организации в решении задач развития всех участников образовательных отношений; организовано эффективное взаимодействие с семьями воспитанников, внедрены новые формы взаимодействия, в том числе с использованием цифрового пространства; усовершенствована материально-техническая база, скорректирована развивающая предметно-пространственная среда и благоустроена территория ДОО; - 38 высокий уровень удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг, осуществлением присмотра и ухода за детьми (по результатам анкетирования\опроса); создано единое информационное пространство, позволяющее использовать образовательные ресурсы системно и целостно; - созданы и распространяются методические пособия педагогов ДОО, отражающие лучший опыт работы; - Для детей - Каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста, созданы условия для формирования познавательная активность, самостоятельность, инициатива, творческие способности, гражданская позиция, способность к труду и жизни в условиях современного мира. - Созданы условия для развития детей. - Разработаны индивидуальные образовательные маршруты. - Качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребёнка в школе и соответствовать целевым ориентирам, представленным в ФГОС ДО и ФОП ДО. - Модернизирована материальная база, развивающая предметнопространственная среда ДОУ. Для педагогов - Каждому педагогу предоставлена возможность для повышения уровня квалификации, профессионального мастерства и развития педагогических компетенций. - Личные и профессиональные качества педагогических работников будут соответствовать требованиям профессиональных стандартов, в том числе оказана помощь в прохождении аттестации. - Созданы условия для трансляции опыта работы на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. - Умеют ориентироваться в современных психолого-педагогических концепциях обучения, воспитания, используют их как основу в своей педагогической деятельности. - Владеют умением планировать и оценивать уровень развития детей своей возрастной группы. - Умело используют элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного подхода. - Умеют работать с техническими средствами обучения, видят перспективу применения информационно-коммуникационных ресурсов в образовательном процессе; - Симулируют активность детей, их увлеченность познавательной и практической деятельностью; - Реализует систему комплексного психолого-педагогического 39 сопровождения воспитанников и их родителей; - Владеют способами оптимизации образовательного процесса путем включения в него новых форм дошкольного образования. - Включают родителей в деятельность, направленную на создание условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей. - Владеют навыками анализа, прогнозирования и планирования своей деятельности. Для родителей - Оптимизирована модель взаимодействия детского сада и семьи. - Разработаны и реализованы проекты по работе с родителями с применением современных технологий в каждой возрастной группе детского сада. - Созданы условия для получения консультативной помощи в воспитании и развитии детей. - Созданы условия для формирования у родителей позитивного отношения к овладению знаниями педагогики и психологии. - Налажена эффективная система взаимодействия с социальными партнерами, в рамках реализации образовательной программы дошкольного образования ДОУ. 40