Положение о взаимодействии с родителями(2)

ПРИНЯТО
На педагогическом совете
МДОУ «Детский сад № 8 « Радуга»
Протокол № 1 от 01.09.2023 года

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий МДОУ «Детский
сад № 8 « Радуга»
_________Смирнова А.Ю.
Приказ № 73 от 01.09.2023 года

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН
ЭЛЕКТРОННОЙ ПОДПИСЬЮ
Сертификат: 264526B9D9E190BAA9525744EEFC799F
Владелец: Смирнова Алевтина Юрьевна
Действителен: с 14.03.2023 до 06.06.2024

Положение о взаимодействии ДОУ с семьями
воспитанников
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями
воспитанников разработано в соответствии с ФГОС дошкольного
образования, утвержденным приказом Минобрнауки России №1155 от
17.10.2013г с изменениями на 21 января 2019 года, Федеральным законом №
273-ФЗ от 29.12.2012г "Об образовании в Российской Федерации" с
изменениями от 4 августа 2023 года, Приказом Министерства просвещения
РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам
дошкольного образования», Семейным Кодексом Российской Федерации и
Уставом дошкольного образовательного учреждения.
1.2. Данное Положение о взаимодействии с семьями воспитанников является
локальным нормативным актом ДОУ и вводится в целях организации новых
форм работы с родителями (законными представителями) детей, вовлечения
их в единое пространство детского развития в дошкольном образовательном
учреждении.
1.3. Положение вводится в целях организации новых форм взаимодействия
ДОУ с семьей, работы с родителями (законными представителями)
воспитанников в соответствии с ФГОС ДО, вовлечения родителей (законных
представителей) в единое пространство детского развития.
1.4. В основе взаимодействия детского сада и семьи лежат сотрудничество,
инициатором которого выступают педагоги дошкольного образовательного
учреждения.

1.5. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ (ДОО) с семьей
определяет концептуальные основы взаимодействия педагогов и родителей,
направления, цели, задачи, принципы, механизмы и направления совместной
деятельности для обеспечения комплексного подхода к формированию
ценностных ориентиров у воспитанников дошкольного образовательного
учреждения.
1.6. Положение устанавливает критерии оценки эффективности работы
взаимодействия с семьями воспитанников, критерии оценки эффективности
работы дошкольного образовательного учреждения с семьей, документацию,
регламентирует контроль осуществления взаимодействия.
1.7. Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников проходит в рабочее
время.
2. Основные направления, цели и задачи работы
2.1. Основные направления работы:
•

•

•

•

работа с работниками ДОУ по организации взаимодействия с семьей,
ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями
(законными представителями) воспитанников;
повышение педагогической культуры родителей (законных
представителей) воспитанников и формирование традиций семейной
культуры;
изучение опыта семьи с целью выяснения ее возможностей в области
формирования ценностных ориентиров;
вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в
деятельность дошкольного образовательного учреждения, совместная
работа по обмену опытом.

2.2. Цели взаимодействия:
•

•

•

создание условий для участия родителей (законных представителей) в
образовательной деятельности и поддержка родителей (законных
представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья,
а так же вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность;
сплочение родителей (законных представителей) воспитанников и
педагогов дошкольного образовательного учреждения;
формирование единых ориентиров у детей дошкольного возраста.

2.3. Основные задачи работы:
•

•

•

•

•

•

•

•

•

•

•

•

организация сотрудничества дошкольного образовательного
учреждения с семьей;
установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника
дошкольного образовательного учреждения;
создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов,
эмоциональной взаимной поддержки;
оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании
детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в
развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции
нарушений их развития;
взаимодействие с родителями (законными представителями)
воспитанников по вопросам образования ребенка, непосредственного
вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьей
на основе выявления потребностей и поддержки образовательных
инициатив семьи;
осуществление консультативной поддержки родителей (законных
представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в
том числе инклюзивного образования (в случае его организации)
активизация и обогащение воспитательных умений родителей
(законных представителей) воспитанников, поддержка их уверенности
в собственных педагогических возможностях;
выработка общих взглядов и педагогических установок на воспитание
ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами
приобщения воспитанников ДОУ к традиционной культуре;
обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
выявление эффективных форм сотрудничества с родителями
(законными представителями) воспитанников и повышение
эффективности взаимодействия родителей и педагогов в области
формирования базиса личностной культуры детей;
гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание
помощи в организации семейного досуга;
повышение правовой грамотности родителей (законных
представителей) воспитанников в области защиты прав и достоинств
ребенка;

•

•

повышение педагогической компетентности и воспитательной
культуры родителей (законных представителей) воспитанников по всем
фундаментальным основам воспитания: физического, социальнокоммуникативного, художественно-эстетического, познавательного,
речевого, технического развития детей;
создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом,
установления дружеских взаимоотношений семей.

3. Основные принципы работы ДОУ
3.1. Планирование работы по взаимодействию дошкольного
образовательного учреждения с семьями воспитанников строится в
соответствии с принципами. 3.2. Основные принципы работы дошкольного
образовательного учреждения:
•

•

•

•

•

•

•
•

•

принцип гуманизации, предполагает установление подлинно
человеческих, равноправных и партнерских отношений в системе
«ДОУ – семья»;
принцип индивидуализации, требует глубокого изучения особенностей
семей воспитанников, а так же создания управляемой системы форм и
методов индивидуального взаимодействия;
принцип открытости, позволяет осознать, что только общими усилиями
семьи и образовательного учреждения можно построить полноценный
процесс обучения, воспитания и развития ребенка.
принцип непрерывности преемственности между дошкольным
образовательным учреждением и семьёй воспитанника на всех
ступенях обучения;
принцип психологической комфортности заключается в снятии всех
стрессовых факторов воспитательно-образовательной деятельности, в
создании в детском саду эмоционально-благоприятной атмосферы;
принцип доступности (каждый желающий может участвовать в
мероприятиях, коллективных делах) и открытость (сайт дошкольного
образовательного учреждения);
принцип доброжелательности всех участников содружества;
принцип добровольности (в процессе реализации задач и содержания
образовательной программы дошкольного образовательного
учреждения не допускается никакого принуждения).
принцип формирования ценностно-смысловых ориентаций (доброта,
красота, познание, здоровый образ жизни), морально-эстетических

•

•

•

ценностей, идеалов художественного вкуса и творческой
самореализации, приобщение детей и их семей к традиционной
культуре;
принцип организации развивающего взаимодействия детей со
взрослыми (родителями и педагогами) и другими детьми (в разно- и
одновозрастном коллективах);
принцип тактичности и соблюдения прав родителей (законных
представителей) воспитанников ДОУ на осуществление ведущей роли
в воспитании и образовании ребенка и понимания неизбежной
субъективности точки зрения педагогического работника;
принцип личностно-ориентированного подхода и правила «педагогики
ненасилия».

4. Организация работы
4.1. Разрабатывается план работы по организации взаимодействия ДОУ с
семьями воспитанников на учебный год, который утверждает
Педагогический совет дошкольного образовательного учреждения. Его
содержание определяется задачами, стоящими перед детским садом и
конкретными условиями работы.
4.2. Организация взаимодействия дошкольного образовательного
учреждения и семьи предполагает следующие этапы работы:
•

•

•

•

изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию
детей;
группировка семей по принципу возможности их нравственного
потенциала для воспитания своего ребенка, других детей группы;
составление программы совместных действий педагога и родителей
(законных представителей);
анализ промежуточных и конечных результатов их совместной
воспитательной деятельности.

4.3. Требования к организации взаимодействия ДОУ и семьи:
•

•

целенаправленность (каждое мероприятие направлено на достижение
конкретной цели по предупреждению типичных ошибок родителей
воспитанников);
планомерность и систематичность (непрерывность, последовательное
усложнение и расширение круга проблем, комплексный подход в

•

формировании системы ценностных ориентиров и развитию личности
ребенка);
конкретный и дифференцированный подход (учет различия в системе
общечеловеческих и традиционных для той или иной культуры, нации
или религии ценностей).

4.4. Общепедагогические и специфические условия к организации
взаимодействия ДОУ и семьи:
•

•

•

•

•

•

•

сочетание индивидуального подхода к каждой семье с организацией
работы со всеми родителями (законными представителями) группы;
взаимосвязь разных форм работы с родителями (законными
представителями) воспитанников дошкольного образовательного
учреждения;
одновременное влияние на родителей (законных представителей) и
детей, позволяющее сформировать ценностно-ориентированные
отношения;
обеспечение в работе с родителями (законными представителями)
определенной последовательности, системы согласования личных,
индивидуальных и общественных, общечеловеческих ценностей;
учет своеобразия условий жизни и ценностей каждой семьи, возраста
родителей, уровня подготовленности к решению вопросов воспитания
на основе приобщения детей к ценностям традиционной культуры;
ценностно-ориентированный характер взаимоотношений работников
дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными
представителями) воспитанников: доверие во взаимоотношениях
между педагогами и родителями;
соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям
(законным представителям) воспитанников дошкольного
образовательного учреждения.

4.5. Методы и формы организации взаимодействия с родителями:
•
•
•
•

посещение семей на дому;
анкетирование;
наглядная пропаганда педагогических знаний;
родительские собрания (показ занятий-бесед, обсуждение увиденного и
ранжирование своих впечатлений, выработка общих ценностных
установок, раздача памяток по теме собрания); консультации,

•

•
•
•
•
•
•
•

•

•

инструктажи, папки-передвижки; семинары-практикумы; презентации
опыта работы;
дни открытых дверей (открытые просмотры образовательной
деятельности);
круглые столы;
деловые игры;
тренинги;
почта доверия;
семейные проекты;
творческие проекты;
тематические выставки художественного творчества, фестивали,
конкурсы;
вечера вопросов и ответов (концентрированная педагогическая
информация по самым разнообразным вопросам, в том числе и по
формированию ценностных установок детей);
совместные праздники, досуги, развлечения, спектакли.

4.6. Организация методической работы с педагогами:
•

семинары-практикумы, консультации для педагогов (подготовка и
проведение родительских собраний, повышение активности родителей
и формирование ценностно-ориентированного общения детей и
взрослых в семье и детском саду, рекомендации по подготовке и
проведению нетрадиционных форм работы с родителями, современные
методики воспитания и обучения детей).

4.7. Методы и приемы сотрудничества ДОУ с семьей:
•

•

•

методы активизации: выявление и формирование запроса родителей,
поиск форм и методов реализации, корректировки;
методы организации совместной деятельности (планирование,
организация и контроль);
методы формирования рефлексии (самоанализ и самооценка,
коллективное обсуждение результатов сотрудничества, экспертная
оценка).

5. Внутреннее и внешнее взаимодействие ДОУ и семьи
5.1. Внутреннее взаимодействие - активное взаимодействие всех участников
образовательных отношений в дошкольном образовательном учреждении,

формирование партнерского сообщества работников, детей и их родителей
(законных представителей) воспитанников. 5.2. Условия внутреннего
взаимодействия:
•

•

•

•

создание в ДОУ атмосферы общности интересов педагогических
работников и родителей (законных представителей) воспитанников, их
эмоциональной взаимной поддержки;
переориентация педагогов во взаимоотношениях с родителями с
назиданий и поучений на партнерство и поддержку их педагогических
возможностей, взаимопроникновение в проблемы друг друга;
соблюдение принципа единства воспитательных воздействий
дошкольного образовательного учреждения и семьи;
тактичность и соблюдение прав родителей (законных представителей)
воспитанников на осуществление ведущей роли в воспитании и
образовании ребенка и понимание неизбежной субъективности точки
зрения педагога.

5.3. Внешнее взаимодействие - взаимодействие детско-родительского и
педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения с
общественными и социальными структурами: общеобразовательной школой,
домом культуры, музыкальной школой, краеведческим музеем, другими
дошкольными образовательными учреждениями.
6. Обязательства ДОУ в рамках взаимодействия с семьями
воспитанников
6.1. Информировать родителей (законных представителей) воспитанников и
общественность относительно целей дошкольного образования, общих для
всего образовательного пространства Российской Федерации, а также
основной образовательной программы дошкольного образования, и не только
семьи, но и всех заинтересованных лиц, вовлечённых в образовательную
деятельность.
6.2. Обеспечивать открытость дошкольного образования.
6.3. Создавать условия для участия родителей (законных представителей)
воспитанников в образовательной деятельности.
6.4. Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья.

6.5. Обеспечивать вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов
совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки
образовательных инициатив семьи.
6.6. Создавать условия для родителей (законных представителей) по поиску,
использованию материалов, обеспечивающих реализацию образовательной
программы дошкольного образования, в том числе в информационной среде,
а также для обсуждения с родителями (законными представителями)
воспитанников вопросов, связанных с ее реализацией.
7. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей
7.1. Изменение характера вопросов родителей (законных представителей)
воспитанников к воспитателям, старшему воспитателю, заведующему ДОУ,
как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в
семье, желание их совершенствовать.
7.2. Рост посещаемости родителями (законными представителями)
воспитанников мероприятий по педагогическому просвещению, стремление
родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей
(законных представителей).
7.3. Изменение микроклимата в семьях в положительную сторону.
7.4. Проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной
деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений
и ошибок, использование родителями педагогической литературы, участие
родителей в клубах, объединениях, семейных конкурсах, праздниках,
организуемых в дошкольном образовательном учреждении.
7.5. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и
воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
7.6. Положительное общественное мнение родителей (законных
представителей) воспитанников о воспитании детей в дошкольном
образовательном учреждении.
7.7. Критерии анализа годового плана:
•

планирование задач на диагностической основе с учетом анализа
достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;

•

•
•

•

•

•

учет интересов и запросов родителей (законных представителей)
воспитанников при планировании содержания мероприятий;
разнообразие планируемых форм работы;
планирование работы по повышению профессиональной
компетентности педагогических кадров по вопросам взаимодействия с
семьей;
разнообразие форм методической помощи педагогическим работникам
ДОУ в вопросах взаимодействия с семьей (педагогические советы,
семинары, работа в творческих группах, консультации, деловые игры,
тренинги и т.д.);
выявление, обобщение, внедрение успешного опыта работы отдельных
педагогов с семьями воспитанников;
выявление передового опыта семейного воспитания и распространение
его в дошкольном образовательном учреждении.

7.8. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы
педагогов:
•

•

планирование содержания мероприятий на основе учета интересов,
нужд, потребностей родителей (законных представителей)
воспитанников;
разнообразие планируемых форм работы с семьей.

7.9. Критерии анализа протоколов родительских собраний:
•
•

•

разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания,
предложения со стороны родителей);
учет мнения и пожеланий родителей (законных представителей)
воспитанников при организации последующих мероприятий в
дошкольном образовательном учреждении.

8. Контроль
8.1. Взаимодействие с семьями воспитанников является одним из звеньев по
реализации основной образовательной программы дошкольного
образовательного учреждения.
8.2. Контроль над организацией взаимодействия ДОУ с семьями
воспитанников осуществляется заведующим и старшим воспитателем

дошкольного образовательного учреждения в соответствии с настоящим
Положением.
8.3. Старший воспитатель в рамках контроля имеет право:
•

•

•

посещать групповые родительские собрания с заблаговременным
информированием об этом воспитателя;
изменить планирование работы по взаимодействию с родителями
(законными представителями) воспитанников по производственной
необходимости;
привлекать родителей воспитанников к мероприятиям (выставкам,
конкурсам и т.д.) в дошкольном образовательном учреждении.

8.4. Координатором внутренних и внешних взаимодействий детского сада и
развития партнерства является Совет ДОУ - постоянный коллегиальный
орган управления, в состав которого избираются работники дошкольного
образовательного учреждения, родители, представители Учредителя.
8.5. Совет дошкольного образовательного учреждения имеет полномочия:
•

•

•

•

•

определение основных направлений развития дошкольного
образовательного учреждения;
организация работы по защите прав и интересов участников
образовательных отношений;
контроль над соблюдением надлежащих условий обучения, воспитания
и труда в детском саду, сохранения и укрепления здоровья
воспитанников и работников;
поддержка общественных инициатив по совершенствованию и
гармоничному развитию воспитанников дошкольного
образовательного учреждения;
участие в рассмотрении конфликтных ситуаций между участниками
образовательных отношений в случаях, когда это необходимо.

9. Документация
9.1. Каждый педагогический работник ДОУ имеет документацию,
отражающую основное содержание, организацию и методику работы по
взаимодействию с семьями воспитанников. 9.2. В перечень документации
включены:

•

•
•
•

•

планы работы с родителями (законными представителями)
воспитанников по дошкольному образовательному учреждению на
учебный год;
протоколы групповых родительских собраний;
конспекты мероприятий;
отчеты педагогов о проведенных педагогических наблюдениях,
диагностических исследованиях, анкетировании с выводами,
мониторинге;
протоколы заседаний Совета дошкольного образовательного
учреждения.

9.3. Итоговое заседание Педагогического совета предполагает заслушивание
отчета о проделанной работе по взаимодействию с семьями и перспективах
дальнейшей деятельности.
9.4. Документация хранится в дошкольном образовательном учреждении в
течение 3 лет.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом,
принимается на Педагогическом совете, согласовывается с Родительским
комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом
заведующего дошкольным образовательным учреждением.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
10.3. Настоящее Положение о взаимодействии ДОУ с семьями
воспитанников принимается на неопределенный срок. Изменения и
дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.10.1
настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.
Согласовано с Родительским комитетом
Протокол от 01.09.2023 г. № 1_____


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.